Перунов Огнецвет

Лето – пора приятных хлопот и отдыха тоже.

В старину в сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные и целебные свойства.

Летними стихиями «На Ярилу» называли воду и огонь. В праздник девушки надевали самые лучшие наряды, ходили по домам и просили хозяев, чтоб те их умыли, в ответ они должны были подарить какое-то украшение. А юноши в праздник шалили: объединялись на время купальской ночи в группы, ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарём и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы, набирали воды и обливали ею прохожих, в ответ тоже получали порцию. После таких обрядов молодёжь собиралась вместе и продолжала празднество.

Кстати, девичьи гадания были не только на Рождество, но и в июле. Вот мы привыкли, что гадать на ромашке – это по одному отрывать лепестки. Но, оказывается, можно иначе – два цветка ромашки надо кинуть в кадку, если расплывутся – разлука, останутся вместе – судьба. Ещё девицам предлагалось сорвать большой пучок травы, положить под подушку, а наутро посчитать: если больше двенадцати видов растений, то в этом году можно выйти замуж. Девушкам и женщинам следовало рвать цветы, плести венки, надевать на голову или пускать их по течению, загадывая желания, опоясываться перевязями из цветов, а также заниматься заготовкой трав.

В старину в это время люди отправлялись в лес за травами, делали венки и веники для бани, а масштабной дигрессии и необходимости объявлять территории заповедными ещё не было. Зато сейчас, когда многие любовью к природе считают активное природоИспользование и бесконечный сбор природных материалов на все нужды и просто так, надо осознавать, где, что и как растёт.

Между прочим, по преданию, не только несуществующий цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелёт-трава. Считается, что перелёт-трава или плакун-трава (много сомнений, но «диваноэксперты» пока утверждают, что это дербенник иволистный) будто бы может переносить человека за тридевять земель. Враньё, просто семена сами собой переносятся с места на место, и ночью, при свете луны, кажется, что они блестят, как звёздочки, что дало хороший повод наделить растение магическими свойствами.

Ещё говорят, что если в ночь на Ивана Купалу сорвёшь одолень-траву, то не страшны тебе будут любые враги. Ну от врагов оберегает человека нечто большее, а одолень-травой называют… обычные кувшинки. И кувшинки (белые), и кубышки (жёлтые), кстати, являются природным индикатором чистоты водоёма. Добывать их и днём, и ночью из воды довольно опасно, отрываются они плохо, вянут быстро, в пищу не употребляются.

В городах проблематично, а вот в деревнях традиционное действо в ночь на Ивана Купалу – поиск цветущего папоротника, который и по сей день считается одним из самых загадочных, колдовских растений. Счастливчику, нашедшему папоротник, приписывают самые сильные качества: умение предвидеть, понимать язык животных и даже контролировать природные стихии. Но найти его цветок невозможно, по крайней мере – трезвому человеку. Если бы было так всё просто, не появилась бы тайна, а без неё нет интереса в старинном поверье, послушайте, если не знали:

«В полночь на поляне среди дремучего леса распускается Перунов Огнецвет. Посередине раскинувшихся перистых листьев, словно светящийся уголёк, появляется цветочная почка. Растёт это диво прямо на глазах и ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Человеку, овладевшему этим цветком, становятся подвластны все тайные знания магии и доступны все скрытые в земле клады. Правда, добыть его удаётся далеко не каждому. Ведь мало найти чудесный цветок в лесной чащобе, нужно ещё одолеть страх перед нечистой силой, собравшейся на поляне. И не дай Бог человеку испугаться, да оглянуться на бесовские рожи – вмиг растерзает его лесная нечисть».

Никогда, на самом деле, папоротник не цветёт. Принадлежащие к тайнобрачным (в эту группу входят плауны, хвощи, мхи и некоторые другие растения) папоротники размножаются спорами, которые расположены на обратной стороне листьев.

 

Но в природе существуют два очень редких вида папоротника – ужовник и гроздовник, которые выбрасывают нечто похожее на кисть цветов. Они занесены в Красную книгу, и вообще, рвать цветы категорически не рекомендуется, тем более, что это и не цветы вовсе, а лишь вытянутая часть листа со своеобразными «бутончиками» – спорангиями, которые и открываются в сухую погоду. Ужовник весьма редко встречается на Куршской косе, есть многоножка, а преобладают щитовник и кочедыжник.

Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространённом поверье, согласно которому солнце в этот день «играет и купается». Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укреплённым на нём горящим колесом – символом солнца.

В связи с высокой пожароопасностью на Куршской косе тему огня мы здесь не рассматриваем, даже на территории посёлков, ведь и там господствует ветер и растут сосны.

А вот обряды с водой в июле очень даже популярны между морем и заливом. В старину они могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами – утренней и обедней. Люди днём купались, вечером мылись в банях, а утром умывались росой, чтобы получить здоровье и природную силу. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии омовения, а чумазый человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Для написания блога использованы материалы с сайта http://russian-traditions.ru/7-iyulya-ivan-kupala-ivanov-den-ivan-cvetnoj/