История планерного спорта

После окончания Первой Мировой войны был подписан Версальский договор, по которому Германии запрещалось иметь моторные летательные аппараты. Этот факт, а также наличие большого количества молодых людей, увлеченных полетами, обусловил развитие в Германии планерного спорта.

С 1923 г. Восточно-Прусский Союз воздушного движения начал проводить на Куршской косе вблизи Росситтена прибрежные планерные соревнования, что закрепило за данной местностью репутацию планерного центра.

Соревнования, прошедшие на Куршской косе с 10 по 16 мая 1924 г., принесли первую сенсацию. Планерист из Восточной Пруссии Фердинанд Шульц на планере собственной конструкции установил мировой рекорд по продолжительности полета - 8 часов 42 минуты 9 секунд. Это событие не могло остаться без внимания Союза воздушного движения: в этом же году на косе было образовало особое отделение Союза под названием «Рён-Росситтен». Так был заложен фундамент знаменитой Росситтенской планерной школы, с 1936 г. получившей статус имперской.

 

Архитектурный проект школы разработали архитектор Гёттген и зодчий Опперман. Проект включал учебные помещения, ангары, хозяйственные постройки, небольшую энергетическую установку, скважину для снабжения питьевой водой.

Росситтенская планерная школа стала для молодежи очагом формирования характеров, истинного товарищества и любви к авиации. Всего за время существования школы в ней были обучены около 30 000 летчиков.

В числе известных планеристов школы были Курт Шмидт (установил мировой рекорд в 1933 г. на продолжительность полета в течение 36 часов 36 минут на «Грунау Бэби»), Карл-Хейнц Цандер (в 1938 г. совместно с Августом Бёдекером на двухместном «Кранихе» установил мировой рекорд на продолжительность полета в течение 50 часов 15 минут), Эрнст Яхтман (мировой рекордсмен в 1943 г.), Лизель Цангенмейстер (женский мировой рекорд в 1935 г. на «Росситтенском асе» - 13 часов) и др.



Самым удачливым планеристом своего времени был Фердинанд Шульц, в разное время работавший учителем в общеобразовательной школе, конструктором-изобретателем, летчиком-инструктором, а также лектором по воздухоплаванию. Воздушное пространство и небо были его страстью. Фердинанд Шульц завоевывал сердца молодежи своими успехами в авиации и выдающимися человеческими качествами, являлся символом и примером для шедших по его стопам. 14 мая 1927 г. летчик совершил на Куршской косе рекорд по дальности полета, пролетев на планере собственной конструкции 60.4 километра вдоль побережья Балтийско­го моря; на Пас­ху 1928 г. он поразил всех своим новым рекордом, взмыв на планере в высоту на 652 метра.

21 августа 1999 г. на территории национального парка «Куршская коса» в честь первого мирового рекорда Фердинанда Шульца была торжественно открыта памятная доска. Эта акция, участниками которой стали летчики России и Германии, стала подтверждением слов известного воздухоплавателя Отто Лилиенталя, считавшего, что планерный спорт не только сближает, но и примиряет народы.