Новогодние заметки от Юлии Игнатьевой: "Овца или Коза?"

Разница связана лишь со спецификой культур: в Японии - это Овца, в Китае — Коза. Символика этих животных в мифологии в значительной мере совпадает. Барашек - один из важнейших символов и одна из самых распространенных в мире эмблем. Баран символизирует огонь, солнечную энергию, пылкую страсть, мужество, импульсивность, упрямство. Мы привыкли, что в современном бытовом понимании слово «баран» часто служит синонимом тупости или тупого упрямства, а жаль, ведь ещё в родовых гербах русского дворянства изображение идущего барана (с поднятой передней ногой) всегда являлось «говорящей» эмблемой соответствующей фамилии (Баранов, Барановский и т. п.), а вовсе не символом тупости. В Татарии, Калмыкии, Башкирии, Казахстане, Киргизии, Бурятии изображение бараньих рогов — позитивный символ настойчивости, упорства в достижении цели. В Индии, Пакистане, Бангладеше изображение бараньей головы на упаковках товаров является знаком высокого качества.

В мифологии овен - священное животное многих богов Древнего мира: египетских Амона и Осириса, йеменских Алмакаха и Талаба, индуистского Агни и римского Марса, а золотой баран, оставивший на память о себе драгоценное золотое руно - атрибут небезызвестного греческого бога Гepмeca.

Тибетская «Мать всех сабдагов», могyщественная колдунья с 80-тью морщинами, разъезжает верхом на баране, а скандинавский громовержец Тор - на бараньей упряжке. Кстати, в большинстве источников колесницу Тора тащили по небу не бараны, а козлы, которых звали Тангниостр (др.-сканд. Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами») и Тангриснир (др.-сканд. Tanngrisnir, «скрипящий зубами»).

И, согласно той же германо-скандинавской мифологии, коза Хейдрун, щиплющая листья Мирового Древа Иггдрасиль с крыши Вальхаллы, питает своим неиссякаемым молоком Эйнхериев (лучших из воинов, павших в битве).

Но мы увлеклись мифами и легендами древности, что немудрено в сказочную новогоднюю пору. А что же сегодня? Наши гости перед праздниками стали задавать вопрос – а как обстоят дела здесь, на Куршской косе, с овцами, козами, барашками – словом, с теми, кто уже прочно вошёл в наше сознание символом 2015 года?

На сегодняшний день всего несколько дворов в посёлке Рыбачий держат коз, а баранов и того меньше. Но ещё не так давно эти животные населяли косу рядом с людьми. Причём, на литовской половине более десяти лет назад, в связи с развитием туризма, хозяевам держать скот официально запретили. И только недавно было решено, что изгнанные с Куршской косы овцы не наносят вреда этому охраняемому уголку природы. Напротив, они приносят пользу, поэтому овец вернули на полуостров. Всего на полях литовской косы пасется около 50 овец.

Дирекция литовского национального парка разрешила пасти в парке овец, чтобы сохранить уникальный ландшафт полуострова. В Германии, Нидерландах и других западных странах овец используют для "скашивания" травы.

Известно, что овцы, принадлежавшие жительнице Прейлы Дануте-Аготе Артемьевой, были вывезены с косы за то, что они якобы портили ландшафт, уничтожали растения и представляли опасность для транспорта, поскольку ходили по шоссе. Эти овцы мешали соседу Артемьевой, вильнюсцу, купившему часть дома, в котором жила хозяйка овец. Овцы и козы мешали отдыхать его гостям. Мужчина даже обратился в суд. Смена руководства литовского парка привела к отмене этого решения.

Оказывается, древние люди на Куршской косе тоже занимались животноводством. Конечно, основой благосостояния семьи являлось коневодство. Но, судя по данным лингвистики, собранным О.Хайном, и данным остеологии, представленным в историко-археологическом музее в Эльблонге, разводили также свиней, коров, овец, коз и домашнюю птицу для получения мяса, молока, яиц и жира. Животные были в те времена мельче, чем современные породы. Скот в Пруссии пасли на лесных опушках и заливных лугах (например, в пойме реки Преголи). Из молока готовили масло и сыр типа брынзы. Ф.Д. Гуревич описывает найденный в Грачевке (поселение III-V вв.) сосуд для изготовления сыра (по мнению В.И. Кулакова, подобные сосуды применялись для сохранения углей в течение ночи).

Осенью большинство домашних животных забивали, мясо солили, коптили или замораживали на зиму. Оставленные животные зимовали в помещении, питаясь скудными запасами сена. Интересно, что в скандинавских фермах сохранился обычай делать входные двери в хлев из двух половинок, чтобы животные не разбежались и не были украдены; по весне эти двери убирают.

Сегодня на территории Визит-центра «Музейный комплекс» (14,7 км) есть возможность пообщаться с козами, живущими в вольере. Однако, если у вас есть интерес угостить их, оставляйте, пожалуйста, съедобные подарки у сотрудников Визит-центра. Дело в том, что животных кормят специально сбалансированно, в определённое время, и посетители могут нечаянно нанести непоправимый вред, предлагая животным капусту или, того хуже, хлеб или печенье.

Берегите природу! С наступающим Новым годом!