Фиолетовое очарование Куршской косы

«Возлежать на фиалках» – так говорили древние, когда имели ввиду небывалую роскошь и беспредельное эстетическое наслаждение. Оказывается, эта метафора имеет под собой вполне определённые реальные корни. Не прекрасная роза, не душистая лилия, а именно скромная фиалка так вдохновляла поэтов и философов прошлого. Почему же к ней испытывают чувства возвышенные и нежные? Есть ли под этим выражением древних реальные аналоги в природе – «ковёр» из фиалок?

Род фиалка (Viola) имеет название, которое эта группа растений получила изначально, и связано оно с преобладающей окраской его цветков – лилово-фиолетовой или голубовато-синей. Однако в природе встречаются виды, которые окрашены в белые и жёлтые тона, а рукотворные сорта фиалки Витторка (Viola x wittrockiana) или «Анютины глазки» со временем в своей палитре приобрели даже красные и коричневые оттенки. В настоящее время в роде насчитывают более 450 видов, распространённых на разных континентах, но большего разнообразия фиалки достигают в регионах с умеренным климатом. В Европейской части России встречается 53 вида фиалок, на территории Северо-Запада – 28, а на Куршской косе – 14, и это чуть меньше, чем во всей Калининградской области.

Большинство фиалок – весеннецветущие растения, но есть и те, у которых достаточно продолжительный период цветения. Попробуем разобраться с этим многообразием и среди всех найти ту, на которой по преданию мечтали «возлежать» поэты и философы.

 

Прежде всего, визитной карточкой Куршской косы можно считать фиалку приморскую (V. maritime). Именно она является тем уникальным видом, который обитает не только на опушках и полянах сосняков, но и на открытых песчаных дюнах, где в жаре и безводии выживают немногие и наиболее стойкие виды. Фиалка приморская относится к так называемым малолетним видам, жизненный цикл которых недолог. Замечено, что цикл развития может длиться у неё всего один сезон (ценопопуляции подвижных белых песков) или, в более благоприятных условиях («серые» дюны, опушки и поляны) – почти три года. Зацветает она одной из первых, в отдельные годы даже в конце марта. Как правило, это короткие растеньица, высота стебелька которых почти равна самому цветку. Такое раннее цветение объясняется просто: зимующие розетки проросших в предыдущем году растений, пользуясь достаточной влагой и весенним потеплением, стремятся отцвести и дать семена до наступления жаркого лета, когда песок на открытых пространствах может раскаляться до + 50ºС! Где же тут цвести? Здесь бы не изжариться совсем! Поэтому к летнему периоду у таких озимых особей уже созревают и распространяются семена, а в сентябре – октябре прорастают и формируются розетки, вот они и зацветают в следующем году. Другая ситуация с теми экземплярами, которые поселяются на слабо задернованных песках «серых» дюн и по опушкам. Здесь, как правило, встречаются экземпляры, которые развиваются и цветут два года подряд, и размеры их вполне ощутимые (от 5 до 12 см высотой).

Однако, возвращаясь к полянам, на которых можно было бы «возлежать» среди ковра фиалок, сразу исключим фиалку приморскую, т.к. на горячих дюнах особо не помедитируешь, да и плотных ковров этот вид не образует, скорее это голубые разреженные островки.

 

На роль фиалки, образующей ароматный ковер из стелющихся побегов, претендует фиалка душистая (Viola odorata). Она является самой раннецветущей среди лесных видов. Её тёмно-фиолетовые душистые цветки начинают распускаться с середины марта. По некоторым данным еще в Х веке она вошла в культуру, часто выращивалась в монастырских садах и парках, в усадьбах, после чего широко распространилась за пределы своего естественного ареала. На территории бывшего лесничества «Гренц», по-видимому, также выращивали этот вид с декоративными целями. Благодаря своей способности к активному вегетативному и семенному возобновлению эта фиалка не только сохранилась в месте первоначальной культуры, но и распространилась в окружающий лес. В том числе выжили и декоративные белоцветковые формы.

Фиалка душистая издавна являлась любимым цветком поэтов, художников и философов. С переменным успехом ее воспевали как цветок утончённой знати и скромный подарок простолюдинов. Именно фиалку душистую использовали аптекари и парфюмеры для получения лечебных и душистых экстрактов. Под названием «Пармская фиалка» некоторые сорта этого вида, содержащие наибольшее количеств душистых веществ, культивируют и в наши дни. Экстракты, получаемые из цветков и корней, используют не только в парфюмерии, но и в медицине и в кондитерском производстве. Да, цветки фиалки душистой едят! Засахаренные изящные, они впервые стали продаваться в кондитерских Франции и даже экспортировались в некоторые страны.

Итак, только в культуре, при соответствующем уходе фиалка душистая способна образовывать густой ковер в тенистых частях парка или сада, но в дикой природе, к сожалению, она не всегда выдерживает конкуренцию с многочисленными многолетниками: такими, как крапива, сныть, купрь и др. Поэтому «возлежать» на ковре из душистой фиалки вперемешку со жгучими побегами крапивы не доставит удовольствия никому, ни философу, ни йогу.

Какая же фиалка все-таки могла бы сформировать такое чудесное ложе? Попытаемся еще поискать среди других видов Куршской косы.

 

Весенний лес, наполненный голосами птиц, становится наряднее от многочисленных первоцветов второй половины апреля. В этот период на косе зацветают фиалки, получившие свои названия в честь известных немецких ученых Августа Ривинуса (1652-1723) (V. riviniana) и Генриха Готлиба Рейхенбаха (1793-1879) (V. reichenbachiana). Это относительно крупные растения, образующие плотные кустики. Они обитают под пологом широколиственных и смешанных лесов, которые сохранились лишь в корневой части косы. Плотных ковров эти виды не образуют, а встречаются мозаично среди ветрениц, чистяка, гусиного лука и зеленчука желтого. Следовательно, и эти виды не формируют густого ковра, они лишь вносят разнообразие в общий пёстрый покров леса этого сезона года.

  

Если обследовать территории посёлков Куршской косы, то уже ранней весной на приусадебных участках можно обнаружить фиалку полевую (V. arvensis), небольшое сорное растение с крохотными бело-кремовыми или желтоватыми цветками. Реже там же встречается более привлекательная фиалка трёхцветная (V. tricolor). Позднее, в летний период, вдоль дорожек и на ухоженных клумбах появляются декоративные однолетники, среди которых часто можно встретить множество сортов фиалки Виттрока (V. x wittrockiana). Это садовый гибрид, в создании которого приняли участие сразу несколько дикорастущих видов фиалок, а поскольку культура многих сортов очень давняя, то от первоначальных родительских видов у этой фиалки осталось совсем немного признаков. В большинстве стран за тёмный глазок с многочисленными лучиками, похожими на реснички, эту фиалку называют «Анютины глазки». К сожалению, рукотворный ковер из Анютиных глазок также не подходящее ложе для любого эстета.

 

Наконец, в третьей декаде мая по опушкам и полянам на торфяных почвах, среди мхов можно заметить скромную фиалку, отдельные лиловые цветки которой очень трудно рассмотреть в тенистых зарослях. Интенсивно размножаясь с помощью ползучих побегов, она способна давать новые кустики далеко за пределами материнского растения. Заплетая всё новые площади, фиалка болотная (V. palustris) формирует целые коврики, сотканные из округлых зелёных листочков, над которыми возвышаются маленькие скромные цветки, имеющие на лепестках многочисленные тёмные лучики-реснички. Они, действительно, малы, но в период массового цветения их формируется так много, что кажется, будто Природа расстелила на земле самый настоящий цветочный ковёр. Как только лучи солнца проникают под лесной полог, цветоносы фиалки слегка поворачиваются им навстречу, в эти часы можно уловить момент и снять необыкновенную картину: множество «глазок» смотрят на тебя из лесного царства. Это настоящее наслаждение, которое наводит на философские размышления и об искусстве, и о вечности. Конечно, сравниться с душистой красавицей Viola odorata фиалке болотной трудно, но именно ей мы отдадим пальму первенства дикой природы Куршской косы в создании нерукотворного цветочного лесного ковра.

В заключение хотим отметить, что как бы ни прекрасны были лесные цветы, но сорванные и принесённые в неволю городских квартир, они просуществуют недолго и, конечно, не принесут той радости, которую можно ощутить, увидев их в природной среде. Поэтому большая просьба от всех сотрудников национального парка: любуйтесь прекрасными растениями Куршской косы на туристических маршрутах, берите их с собой на память в виде фотографий и рисунков, дайте тем, кто идет по тропе за вами, тоже насладиться всеми красками весенней косы, как это удалось сделать вам!

P.S. В период подготовки материалов данной статьи нами было зафиксировано жестокое обращение с растениями. При проведении обследований на стационарных ботанических маршрутах сотрудниками научного отдела был замечен единственный нарушитель природоохранного режима национального парка. Он объедал поляну с фиалками! На первый раз мы ограничились только предупреждением, а фотографию этого нарушителя демонстрируем для общего обозрения и порицания.

Информацию подготовила ст. науч. сотрудник национального парка «Куршская коса», канд. биол. наук И.Ю. Губарева. Фото автора.