История песчаной катастрофы
История песчаной катастрофы
Вырубка лесов Куршской косы к началу XIX в. поставила ее на грань экологической катастрофы: дороги, остатки лесов и орденских замков, строения немногочисленных рыбацких селений стали постепенно перекрываться странствующими дюнами. Уже на карте 1595 г. коса выглядит довольно тонкой полоской суши, лишенной леса и покрытой дюнами.

Первоначально необходимость борьбы с опустыниванием и ветровой эрозией правительством Восточной Пруссии поддержана не была. Причина этого крылась в том, что с 1830 г. Куршская коса утратила значение европейского почтового тракта: после введения в обращение дороги по восточному берегу Куршского залива все почтовые и транспортные сообщения стали осуществляться через г. Тильзит (ныне Советск).

В результате утраты интереса правительства к Куршской косе местные жители оказались бессильны в борьбе с кочующими дюнами. Лишь после того, как странствующие пески вызвали обмеление прибрежной части залива и стали угрожать существованию судоходного пролива и Мемельского канала, администрация по управлению государственными землями решила разработать план мероприятий по закреплению кочующих песков и выделить на это необходимые суммы денег.

Проект, содержащий методы задержания подвижных песков и закрепления дюн, к тому времени уже был создан. Его автором являлся профессор Виттенбергского университета И.-Д. Тициус, который в 1768 г. написал труд, посвященный формированию культурного ландшафта полуострова.

Согласно его предложению, стабильность и красоту ландшафта косы должна была обеспечить экологическая и территориальная зависимость двух основных зон: зеленой, названной защитной, и жилой, названной охраняемой. Защитная зона должна была состоять из приморского вала нужной высоты, полосы преддюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Эти «полосы» вдоль всей косы планировалось засадить различными растениями так, чтобы леса создавали ступенчатую преграду для дующего со стороны моря западного ветра. Охраняемая зона должна была состоять из узкой преддюнной равнины со стороны залива, пригодной для обитания.

Первые работы по созданию приморского защитного вала были проведены Сёреном Бьорном в 1803 г. Они заключались в соединении отдельных авандюн в сплошной вал посредством сооружения заборчиков из хвороста. После Бьорна работы продолжил его сын, под руководством которого к 1829 г. было завершено строительство участка авандюны от Кранца (современный г. Зеленоградск) до лесничества «Гренц» (седьмой километр косы). До 1835 г. сооружением авандюны в других наиболее опасных участках косы руководил инспектор дюнной службы по лесным культурам Зентфлебен. Полностью строительство защитного приморского вала было закончено лишь к концу ХIХ в.

Несмотря на то, что первоначально вал задумывался как временное сооружение (на период преодоления опасных последствий песчаной катастрофы), работы по его поддержанию ведутся вплоть до настоящего времени, причем постоянно, в обратном случае вал возвращается естественным образом в первоначальное состояние.

Немного позже, в 1810 г., были начаты работы по закреплению склонов странствующих дюн клетками из хвороста и посадками леса. Наибольшее беспокойство кочующие пески доставляли на Зюдершпице, то есть на северной оконечности косы, где они засыпали судоходный канал. Вследствие обмеления канал приходилось периодически углублять, поэтому мемельские купцы и судовладельцы несли на этом значительные убытки. Неслучайно первые работы по закреплению песков и созданию лесных плантаций начались именно здесь и выполнялись на деньги местного купечества.
Отдельные попытки борьбы со странствующими дюнами предпринимались и в других участках косы. Так, в 1825 г. почтмейстером Готлибом Давидом Кувертом по собственной инициативе была заложена плантация в Ниддене. В 1843 г. на пальве в окрестностях поселка Росситтен инспектором Зентфлебеном была заложена большая девятикилометровая росситтенская плантация сосны. Склоны подступившей близко к поселку дюны Брухберг инспектор укрепил травами-песколюбами. Много позже они покрылись зеленым ковром из сосны горной, но уже благодаря усилиям Франца Эфы. Посадки, длившиеся в течение 5 лет, были завершены в 1882 г.

С именем Эфы, до совершенства отработавшего технику укрепления дюн и посадки на них леса, связаны наиболее масштабные и успешные работы по восстановлению лесного покрова Куршской косы. Первоначально Эфа был сторонником закрепления песков только травами-песколюбами, но вскоре убедился в преимуществе деревьев. На Брухберге им впервые была применена система посадок саженцев с глыбой грунта, предложенная главным лесничим Кёнигсбергского Управления лесами Мюллером. Новый метод резко увеличил приживаемость саженцев и позволил существенно сократить сроки работ. В память об этом достижении наиболее высокая точка трехглавой дюны Брухберг получила имя высоты Мюллера, на ней был установлен гранитный блок с соответствующей надписью (сохранился).
Под руководством Эфы велись также работы по спасению от засыпания дюной Петш поселка Пиллкоппен. Лесопосадки на склонах дюны продолжались пять лет и были успешно завершены в 1891 г. С тех пор вершина Петшберга, имеющая высоту 61 метр, носит имя Франца Эфы. Сама дюна вот уже более ста лет сохраняет неизменными свои высоту, форму и месторасположение, в то время как ее «белые соседи» за это же время распластались на четыреста метров вперед, похоронили под собой призаливные луга и стали ссыпаться в залив.

Обширные посадки леса велись и на северной части косы. Там ими руководил соратник Эфы лесовод Герхард. Место самого Эфы после его выхода на пенсию занял старший лесничий Морфельд, который в 1909 г. осуществил работы по укреплению дюны Шварцеберг (Чёрная) у Росситтена.

К 1910 г., когда искусственные леса косы подросли, и большая часть странствующих дюн была остановлена, финансирование невероятно трудоемкой и дорогостоящей государственной программы по спасению природы полуострова было прекращено. Лесовосстановительные работы были практически свернуты и ограничивались организацией защитных придорожных лесополос. Регулярно продолжались только текущие работы по ремонту защитного дюнного вала.

Таким образом, к началу Второй Мировой войны на косе все еще остались незакрепленными участки подвижных дюн между Саркау (поселок Лесной) и Росситтеном (поселок Рыбачий), Росситтеном и Пиллкоппеном (поселок Морское), Пиллкоппеном и Нидденом (поселок Нида), Первелком (поселок Пярвалка) и Шварцортом (поселок Юодкранте).