27 января 2014
Заметки от Юлии Игнатьевой - беседа третья «Быль и небыль о лошадках»
Заметки от Юлии Игнатьевой - беседа третья «Быль и небыль о лошадках»
Дорогие друзья!

Ну вот и подошли к концу новогодние праздники, а в Визит-центре «Музейный комплекс» на Куршской косе выставку детских работ «Новогодняя открытка» заменила собой выставка краеведческая. Посвящена она как раз символу года, т.к. темой выставки является история разведения лошадей в Восточной Пруссии.

В нашей третьей беседе речь пойдёт о лошадях, потому что по восточному гороскопу 2014 год – это год Лошади. Прямо скажем, вышеупомянутые новогодние открытки не хотелось и снимать – до того порадовали нас, сотрудников, и разумеется, гостей музея эти творческие, неординарные работы. На многих открытках ребята поместили изображение лошадки как своего рода дань покровительнице 2014 года. Это очередное подтверждение тому, что лошадь была и есть у людей одним из любимейших животных.

 Кстати, куршские домики рыбаков традиционно были украшены резными, деревянными «коньками» на крыше.

Ну а что же приветствуется самим символом года, что лошадь любит, а что нет? Считается, что лошади необходим простор, поэтому для творческой, интеллектуальной и любой другой деятельности не будет ограничений - только вперед, лишь бы не занесло! Так как лошади живут табунами, считается, что год покровительствует семье. Кстати, в случае опасности жеребцы со всех сторон окружают кобылиц и жеребят, чтобы защитить их.

А ещё интересно, что абсолютно все лошади, независимо от породы, отлично понимают друг друга. Лошадь – животное стремительное и благородное, не терпит интриг и всегда готова броситься к цели "с места в карьер". Все народы Земли во все времена ценили это животное и слагали о нём легенды и сказания. Лошадь явилась прообразом и различных мифологических существ. Вспомните: Кентавр, Пегас и, конечно, Единорог…

Во многих религиях лошадь – это и символ свободы, и с её годом связывают освобождение от сковывающих обстоятельств и устаревших предубеждений. Правда, интересно, что по тибетским верованиям Деревянная Лошадь считается хитрой и лицемерной. Подтверждением тому могут являться тибетские сказки, где зачастую лошадь, как в славянских сказках лиса, обводит героев вокруг пальца.

Считается, что около шести тысяч лет назад люди стали ловить и приручать диких лошадей, для начала - чтобы иметь под рукой запас мяса. Кстати, одомашнивание диких животных называется «доместикация». Позднее люди стали запрягать лошадей в соху и повозку, а также использовать их для верховой езды. В древние времена лошади, разумеется, были единственным наземным средством передвижения. Коневодство являлось основой благосостояния семьи в древней Самбии, известной своими заливными лугами и степными традициями. Для древних балтов кони были священны, поэтому они сопровождали воинов в их последнем путешествии в мир иной, и конское снаряжение зачастую выглядело богаче, чем снаряжение всадника.

Что же касается непосредственно Куршской косы, то она веками служила дорогой, по которой путники передвигались на лошадях. Дорога служила в мирные времена почтовым трактом, а во время войны – путем для набегов куршей на Орденские земли, и ответных походов Ордена в землю куршей. По сути история Куршской косы является историей и дороги на косе.

Ну и конечно, там где рыцари, там и кони. А где кони, там и замки. Тевтонский Орден (завоевавший земли в 13 веке) возводил замки. Замок Росситтен на Косе (не сохранился до сегодняшних дней) собственным рыцарским советом (конвентом) не обладал и подчинялся комтурии Кёнигсберга. Его функция заключалась в осуществлении контроля над проходившей по косе дорогой, по которой то и дело мчались лихие куршские всадники. Кроме того, замок Росситтен и его сосед через залив замок Винденбург служили для тевтонских рыцарей местом ночлега в тех случаях, когда они производили обычные в XIV веке набеги на Литву. Зимой переправа осуществялась по льду залива, летом - вброд, по воде, на участке между Юодкранте и Пярвалкой (на этом месте залив достаточно узкий и имеет наименьшую глубину, так что большую часть пути кони доставали своими копытами дна). Замок использовался и в мирных целях. После 1379 года здесь образовался небольшой конный завод, содержали 30 лошадей.

А уже в 17 веке, когда везде была введена регулярно действующая почта, почтовое сообщение по Куршской косе становится доступным и для частных лиц. Отрезок пути между Кенигсбером и Мемелем, достигавший 150 км., должен был покрываться не более чем за 40 часов скачки. Позднее этот срок сократился до 18 часов, таким образом дорога на косе превратилась в кратчайший путь сообщения между европейскими странами и Россией.

Постепенное засыпание песками дороги, ведущей по косе, привело к тому, что в 1833 году была введена в действие новая почтовая дорога, ведущая через Тильзит (ныне Советск). С этого момента почтовый тракт на косе официально упразднили. И вот в 1814 году один путешественник из России, проехав по косе, вспоминал:

«Тревожные крики кучера пробудили меня от сладких грёз. Я вскочил на ноги и увидел лошадей, завязших по самые шеи. Кучер, надеясь облегчить лошадям путь, свернул в зыбучие пески, где они и завязли… Шестерым мужчинам пришлось потратить три часа, чтобы вызволить лошадей из песка. Трагедии случаются здесь часто: лошади и кареты тонут, и никто никогда не узнает, как это произошло, так как редко кому удаётся спастись без чужой помощи.»

Сегодня в открытые белые дюны свободный выход запрещён, и провалиться в пески косы невозможно. Тем более, что сейчас все пользуются автотранспортом, а не гужевым, да и лошадей держат в основном для занятий спортом. Конечно, не на Куршской косе – здесь прокатиться на лошадке сейчас можно только в летний туристический сезон, только у частного владельца и только в населённом пункте. Правда, у самого Национального парка «Куршская коса» есть интересные идеи для реализации в год лошади, но это (тсс-с!) ещё большой секрет.

А пока же на территории Визит-центра «Музейный комплекс» на Куршской косе, на интерактивной площадке, имеется спортивный снаряд из брёвен, на который можно сесть и почувствовать себя всадником. На той же площадке специалисты парка всегда готовы провести интересные игры, позволяющие получить первичные навыки по искусству коневодства: потренировать меткость в спортивной игре «Набрось кольцо на столбик», а также поучиться использовать веревочный аркан для ловли диких коней – тарпанов.

А в некоторых Национальных парках и заповедниках (например, в Хакасском) оперативная группа выезжает на патрулирование охраняемой территории на лошадях. И, конечно, вы и сами знаете, что, конная полиция существует не только в России, но и во многих странах мира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

А вы знаете, что подкова у лошади – не единственная обувь? Считается, что ещё за тысячу лет до нашей эры люди уже привязывали к ногам лошадей своего рода сандалии из соломы! Самые первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника или кожи, но были, конечно, непрочны и недолговечны.

Древние Римляне использовали железные «гиппосандалии» (лошадиные сандалии) без гвоздей, но с крючками, дужками, ушками или кольцами. А вот викинги вбивали в копыта лошадям железные гвозди, чтобы уменьшить скольжение, т.к. дороги часто и подолгу были покрыты льдом.